Оценка летательных аппаратов

Статья 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет, что космические летательные объекты и средства воздушного транспорта должны пройти обязательную процедуру государственной регистрации, и по классификации относятся к недвижимому имуществу. Оценка перечисленных объектов производится по аналогии с оценкой транспортных средств - оцениваются их технические характеристики, функциональное назначение и особенности эксплуатации.

Оценка воздушных судов требуется в следующих случаях:

  • при заключении сделки-купли-продажи;
  • при привлечении кредитного финансирования с воздушным судном в качестве залога;
  • при страховании воздушного судна;
  • при передаче воздушного судна в аренду, чаще в лизинг;
  • при ликвидации/утилизации самолета.

Воздушный транспорт представляет собой достаточно сложный объект, оценка которого требует тщательного анализа всех представленных документов. Тем не менее, собственными силами можно выявить приблизительную стоимость воздушного транспорта при помощи интернет – сервисов или сайтов объявлений. Тем не менее, стоит помнить о том, что полученные данные о стоимости объекта будут иметь приблизительный характер и не могут быть использованы при обращении в органы власти или к нотариусу по той причине, что подобные сведения не являются профессиональным заключением и не имеют юридической силы.

По своей сути оценка воздушного судна подразумевает собой оценку пассажирских и грузовых самолетов, вертолётов и других летательных аппаратов. Довольно часто заказывают оценку не летательного аппарата, а его составных частей для последующей их замены, например, системы навигации или двигателя.

При проведении работ по оценке воздушных летательных аппаратов используется один из приведенных ниже подходов или их совокупность:

Затратный подход. Расчет стоимости воздушного аппарата осуществляется из расчета конкретных затрат, которые бы понес покупатель объекта оценки, если бы он доводил его до идеального состояния. При использовании такого метода принято считать, что покупатель не станет платить за самолет значительную сумму, приравненную к стоимости нового воздушного судна. В процессе оценки эксперт анализирует отпускные цены компании-изготовителя, учитывает затраты, осуществляет индексацию калькуляций и производит полный расчет.

Вместе с тем, при оценке воздушных судов по затратному подходу необходимо рассчитывать износ по следующим элементам: планеру (планер самолёта включает фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы, куда помещают двигательные установки или другие агрегаты), двигателям и вспомогательной установки. Каждый элемент имеет свои сроки налета, а также допуски по системе взлет/посадка, износ рассчитывается по каждому элементу, ведь как известно на воздушном судне возможна постоянная ротация двигателей, ввиду чего они требуют разного внимания к текущему ремонту и осмотру.

Сравнительный подход. Во время оценки подбирается похожий аналоги корректируется стоимость первичного объекта на основе сравнения важных характеристик, куда входят: разнообразные физические характеристики, условия продажи и общее состояние рынка. Заслуживает внимания и методика статистического моделирования, часто используемая во время процедуры оценки, если отсутствует возможность использования метода сравнения или необходимы существенные материальные и временные затраты. В отдельных случаях применение такой методики дает справедливые и точные результаты.

Доходный подход включает несколько  простейших методик оценки и основывается сугубо на тех экономических выгодах, которых вправе ожидать инвестор от приобретения воздушного судна.

Для конкретного случая выполнения оценки воздушного транспортного средства подбирается самый эффективный метод оценки, что является надёжной гарантией исключительной точности расчета реальной стоимости воздушного транспортного судна.